Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 21 апреля 2020 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Только что мы с вами слышали евангельский отрывок, который повествует о событиях третьего дня после Распятия Господа нашего Иисуса Христа, т.е. о дне Воскресения Христа (Лк. 24, 12-35). День уже склонялся к вечеру, т.е. это был конец воскресного дня. Лука и Клеопа идут из Иерусалима в Эммаус и рассуждают о событиях, происшедших в Великую Пятницу. К ним подходит некий Путник и начинает беседовать с ними. Это был сам Христос, но они Его не узнали. Рассуждая на тему Распятия Христа, они Ему высказывают некое недоумение – неужели незнакомый Путник не знает о событиях, происшедших в Иерусалиме? Путник интересуется этими событиями, и они начинают Ему пересказывать все случившееся и говорят: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24, 21). В этих словах заключается некое сомнение, несмотря на то, что ученики исповедовали Христа Мессией, Божественным Учителем и Сыном Божиим. Давайте вспомним с вами еще несколько фактов.
Вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это один из двунадесятых праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем. Толпа ликует и радуется – «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21, 9). Ученики радуются, потому что их Учителя встречают торжественно. Но Христос знает, куда Он идет. Господь приближается к Своим крестным страданиям. Христос неоднократно им говорил, что Ему надлежит прийти в Иерусалим, быть предану, распяту и в третий день воскреснуть. Они об этом знали, но, видимо, до конца не проникались этими словами, ибо еще не были просвещены Духом Святым. Это случится позднее, в день Пятидесятницы.
Христос молится в Гефсиманском саду до кровавого пота, ожидая, что вот-вот произойдет то, что должно произойти, а ученики спят. Опять они до конца не проникались теми событиями, которые должны совершиться. Накануне крестных страданий Христос, сидя за трапезой со своими учениками, говорит, что один из вас предаст меня. Они, удивившись, спрашивают: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26, 22). Иуда тоже спросил, и Христос обличает его.
Эти события заставляют нас задуматься, почему же все-таки один из ближайших учеников предал, другой отрекся, остальные все разбежались, а Христа взяли под стражу. Наверное, каждый из нас думает, что, если бы он был участником тех событий, то наверняка был среди людей, которые взывали – «Осанна Сыну Давидову!» и уж, конечно, не был среди людей, которые взывали – «Распни, распни Его!» По сути дела, это были одни и те же люди.
Если мы задумаемся над своей личной жизнью, то скажем, что часто взываем: «Осанна Сыну Давидову!», когда у нас все хорошо, и, может быть, не говорим: «Распни Его!», но своими делами и грехами свидетельствуем о том, что находимся среди тех людей, которые взывали со злобой: «Распни Его!» Это и есть мудрость, где быть. Святые доказали, что в любых испытаниях они оставались со Христом.
Закончился Великий пост. Церковь нас призывала к покаянию. Покаяние – это условие нашего спасения. Сейчас наступили радостные пасхальные дни, когда отменены поклоны. Но никто не отменял призыв к покаянию. Он остается, и он всегда будет звучать в сознании Церкви, Священном Писании и Предании. В начале общественного служения Христа, Иоанн Креститель возвестил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3, 2). Церковь, зная о наших немощах, не заставляет нас пребывать в строгом посте и длинном молитвенном делании, а дает некие послабления. Сейчас как раз период этой радости и послаблений. Может ли радость коснуться нашего сердца?
Нельзя рассматривать события Воскресения Христова вне контекста крестных страданий Великой Пятницы. Когда мы говорим о крестных страданиях Великой Пятницы, у нас может возникнуть некое впечатление, что смерть победила Богочеловека. Ведь Он в поношении и распят как разбойник. Только события Светлого Христова Воскресения заставляют нас задуматься о том, как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» Нет ни жала, ни победы смерти. Есть Победитель, есть победа Господа нашего Иисуса Христа над смертью, которая дает нам надежду на наше всеобщее воскресение.
Откуда мы все это можем знать? В какой-то степени мы являемся язычниками в душе. Давайте отметим, что в первые три века распространения христианства многие язычники стали обращаться к Церкви и ко Христу. Что же послужило препятствием для них в дальнейшем? Божество, в сознании язычника, – это некая карающая сила, которую надо вовремя умилостивить каким-то приношением. Не являемся ли мы язычниками, когда тоже хотим умилостивить Бога приношениями? «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Вот вся философия нашего спасения. Для язычника было непонятно, что Бог учит о смирении, любви к ближнему, прощении и любви к врагам. Более того, он недоумевал, почему Господь был распят на Кресте. Эти вопросы, которые для простых людей, живущих в материальном мире, не имеют ответа.
Частичный ответ на этот вопрос получали святые отцы. Господь открывал им тайны, благодаря их подвигу, молитвенному деланию, и покаянию. Они восходили по лестнице духовных добродетелей. Нам открыто настолько, насколько это полезно для нашего спасения. Познать Бога до конца мы не можем и не сможем никогда. Один из святых отцов говорит, что Бог – это океан воды, а мы являемся каплей. Даже это сравнение не дает четкого определения, что такое Бог. Потому что насколько бы ни был велик океан, ученые все-таки могут подсчитать, сколько в нем воды и какую часть составляет капля от общего мирового океана. Это будет некое ограничение Божества.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал, что Бог есть любовь (1Ин. 4, 8), и этим все сказано. Нам не следует мудрствовать и добиваться познания этих божественных истин. Нам ясно то, что Бог пришел в этот мир. Мы знаем это из сведений, которые Бог открыл о Себе и которые подтвердили святые отцы своей добродетельной жизнью. Бог пришел в мир, принял человеческую плоть, стал подобным человеку во всем, кроме греха, оставаясь при этом Богом. Более того, Господь добровольно взошел на Крест и воскрес нашего ради спасения. Поэтому будем молиться евангельскими словами – «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Пусть Спаситель даст нам осознание того, что Пришествие Его было именно ради нашего спасения. Аминь.