Пресс-релиз от 29.10.2024
Во исполнение требований Министерства внутренних дел и в согласованные сроки настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачёва) передала министру внутренних дел Эстонской республики господину Лаури Ляэнеметсу свое обращение.
В этом обращении приведены убедительные доводы, в силу которых монастырь по собственной инициативе не может и не имеет права отказаться от своего нынешнего статуса ставропигиальности и обращаться к священноначалию с просьбой об изменении своей юрисдикции и переходе во Вселенскую православную церковь с центром в Константинополе.
Само таинство монашества и даваемые при постриге обеты (целомудрия, послушания, нестяжания) делают невозможным насельницам монастыря самочинно и самовольно менять уклад своей жизни. Исходя из этого, в контексте данного вопроса, предполагаемое наделение послушниц правом волеизъявления при выборе юрисдикции находится в прямом противоречии как с самим понятием монашества, так и с принесенными монахинями и основанными на отречении (ἀποταγή) от мира обетами.
Уклад жизни обители определяется ее Уставом, запрещающем самовольную смену юрисдикции. Примеры из истории монастыря свидетельствуют, что смена его юрисдикции происходила исключительно в силу определенных исторических и государственных перемен и всегда совершалась по решению священноначалия.
Следует подчеркнуть, что вся жизнь Церкви опирается на принцип соборности. Ни Устав РПЦ (канонический), ни устав монастыря не наделяет Патриарха полномочием на самостоятельное принятие решения о выходе монастыря из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви. Подобное решение не принимается единолично, а требует коллегиальности и предполагает последовательность канонически-правовых церковных событий.
В обращении выражена уверенность, что эстонские власти правильно оценят стремление соблюдать основополагающие нормы церковной жизни монастырём, к действиям насельниц которого у государства не было и нет никаких претензий.